Главная > Әдістемелік жұмыстар > Портфолио библиотекаря
Портфолио библиотекаря9-10-2017, 17:18. Разместил: Администратор |
Уважаемые коллеги! Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы. Задачи подготовки портфолио: - освоить навыки самопрезентации, - научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы, - документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально. Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу можно при помощи следующих материалов: - Документы. - Фотография (можно с паспорта) - Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта. - Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список). - Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале необходимо определить целевое и читательское назначение, определить форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический список используемых источников, подготовить фотоматериалы). - Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях. - Образцы созданных библиографических пособий, другой библиотечной продукции, например, буклет. - Тексты выступлений на мероприятиях в рамках системы повышения квалификации. - Копии публикаций в СМИ (написанных самостоятельно или посвященных работнику (библиотеке)), - Проекты, программы, конкурсные работы. - Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря (отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и грамот и т.д.) - Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии) Удобнее всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь компьютерный вариант, лучше всего иметь и его, и печатный вариант. Можно включить в начале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять: - Фамилия, имя, отчество, дата рождения. - Образование (наименование учебного заведения, дата окончания, полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и дополнительном образовании. - Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат). - Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, удостоверения). Резюме, подготовленное самим библиотекарем, поможет ему представить свое профессиональное развитие за определенный период. В нем можно отразить: - Освоение новых приемов и методов работы, - Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ,- Разработку программ, методических материалов, сценариев, - Проведение открытых мероприятий для специалистов, - Посещения других библиотек с целью изучения опыта, - Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации, - Участие в проектной работе, - Участие в конкурсах, - Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий, - Обучение на курсах повышения квалификации, - Самообразование (темы, материалы, результаты). После анализа всех портфолио можно выделить достоинства и недостатки, общие для многих библиотекарей. Плюсами в материалах были: - Представление материалов, дающих представление о разнообразных видах и формах работы – выставки, акции, массовые мероприятия разных форм (обзоры, вечера, библиотечные уроки, игровые формы и т.д.), - Наличие иллюстративного материала (фотографии или фотоколлажи), - Представление новых и нетрадиционных форм Минусами стали: - Ошибки в составлении библиографического описания, - Несоответствие сценариев заявленной форме, - Минимальное количество материала, - Неучастие в массовых мероприятиях библиотеки, - Отсутствие информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в отдельных материалах. Пример Портфолио библиотекаря Ирина Николаевна, библиотекарь сельской библиотеки С. 1 – Информационный лист с основными сведениями о себе С. 3 – Характеристика С.5 – Творческая игра «Добрые волшебники семьи» (сценарий, фото) С. 7 – Библиотечный урок «Знакомство с книжным домом» (сценарий) С.- 9: Книжная выставка «Я рекомендую…» (фото, адрес, цели, задачи, список, используемый материал) С. 12 – Примеры заголовков к другим выставкам, самостоятельно и оригинально оформленных (фото) С. 14 – Для работы с задолжниками была оформлена «напоминалка» (фото) С. 15 – Работа с фондом (фото, текст) С. 16 – «Для привлечения читателей в библиотеку принимаю участие в экскурсиях с элементами театрализации» (фото) С. 17 – «Для продвижения книг и руководства чтением важными являются рекомендательные беседы» (фото) С. 18 – «Принимаю участие в реализации программы «Экология» (оформлена постоянно действующая книжная выставка «Экологический курьер», создана эмблема) (фото) С. 19 – «Принимала активное участие в оформлении стенда «Папа, Мама, Я – читающая семья» (фото) и пр. Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель. Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени. Задачи: • проанализировать и обобщить свою работу; • связать воедино отдельные аспекты своей деятельности; • отразить динамику профессионального развития; • представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно. Функции портфолио: • диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени; • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; • развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования; • мотивационная – поощряет результаты деятельности; • рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения. Практическая значимость портфолио: • аттестация в будущем; • лицензирование, аттестация; • систематизация деятельности библиотекаря; • фактор, стимулирующий профессиональное развитие. ТИПЫ ПОРТФОЛИО При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря: • дипломы; • грамоты; • свидетельства; • удостоверения; • справки; • сертификаты В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет). Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить: • конкурсные работы; • проекты развития библиотеки; • тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- видеозаписи); • сценарии различных массовых мероприятий; • электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок; • видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; • печатные работы. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов). Например: А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов. ВИДЫ ПОРТФОЛИО Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический. Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности. Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном обществе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков. Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, библиотекари работают по пропаганде краеведения, эстетики, основам библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень. Тематический портфолио может включать: • план (структуру, схему) занятий или разработки темы; • пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.; • обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; • программу (планы, разработки мероприятий, библиотечных занятий); • работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретное мероприятие, отзывы на литературное произведение, рисунки); • самоанализ проведённой работы; • фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.); • отзывы коллег, читателей и посетителей мероприятий; • подведение итогов, определение перспектив. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен. Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему: • Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов. • Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл. • В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения. • В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней. Составила: А.Жусупова, заведующая МБО Вернуться назад |