Главная > Әдістемелік жұмыстар > Технология создания библиотечного проекта

Технология создания библиотечного проекта


9-10-2017, 17:20. Разместил: Администратор
Технология создания библиотечного проекта


Проектное развитие культуры - базисный инструмент инновационной деятельности, позволяющей генерировать и претворять в жизнь свежие созидательные идеи, обеспечивающий реорганизацию и модернизацию учреждений культуры на реформаторской волне.
В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования, источниками которого чаще всего являются органы местного самоуправления, грантовые организации и фонды.
Существуют различные классификации проектов, например:
- по масштабам:
монопроекты (для одной библиотеки);
мультипроекты (для нескольких библиотек или учреждений культуры);
мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);
- по содержанию:
научные;
производственные;
технологические;
организационные;
управленческие;
творческие и др.
- по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года)
среднесрочные (программа от 1 года до 5 лет);
долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).
Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов:
1. Подготовка к проектированию
2. Разработка проекта
3. Реализация проекта
4. Завершение проекта
1. Подготовка к проектированию
Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социально-культурной ситуации и творческого мышления работников библиотек. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией библиотеки. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т.п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
2. Разработка проекта
Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации в виде заявки, состоящей из трех частей: титульного листа, содержание проекта и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации заявителя и срок исполнения и т.п.
В содержании проекта могут входить следующие разделы:
Краткое описание проекта – суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений).
Введение – своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации - соискателя, отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.
Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т.е. обоснование актуальности.
Цель – результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т.е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т.п.
Методы – мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Сведения о квалификации участников проекта. В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:
- базовое образование;
- информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т.п.;
- занимаемую должность и опыт работы;
- знание иностранного языка;
- личностные качества.
Социальное партнерство. Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями, СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.
Бюджет проекта (смета расходов) – здесь нужно учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.
Бюджет состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда.
Прямые расходы включают аренду помещения, аренду и покупку оборудования; командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатного материала и т.д.).
Непрямые расходы – это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т.п.
Оплата труда – это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.
Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации – разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющиеся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации; расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения коммунальные платежи и связь.
Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.
Рекомендуем использовать в работе над проектом следующую литературу:
1. Болотова М. Певец деревенского лада: [О проектах]// Библиополе.- 2012.-№9.-С.13-17.
2. Боева Л. Проектное развитие:[Технология создания проекта] /Л. Боева //Библиополе. – 2010.-№3.- С.37-41.
3. Ворочева И. Волонтёры спешат на помощь: [Из опыта работы по написанию социальных проектов]/ И. Ворочева //Библиотека.- 2008.-№7.-С.68-69.
4. Выборова Е. «Сто вопросов к взрослому»: Создать позитивный настрой помогает…игра: [Проект библиотеки по привлечению к чтению «Герой нашего времени»]/ Е. Выборова //Библиотека. – 2012.-№10.-С. 24-27.
5. Дегтева Л. Пусть всегда будет книга!: [Проектная деятельность]//Библиополе. – 2012.-№10.-С.18-22.
6. Касенова Г. Как рождаются проекты / Г. Ксенова // Библиотечное дело. – 2009.-№18.-С.13-14.
7. Малютина Н. Новый проект на службе у горожан: [Монопроект «Библиотеки городу»] / Н. Малютина //Библиотека. – 2010.-№7.-С.27-31.
8. Сорокина Н. Общий друг семьи: [библиотечный проект «Радость семейного чтения»]/ Н. Сорокина // Библиополе. – 2012.-№4.-С.13-16.
9. Штыхван В. Манящая энергетика проекта: от привычного – к неожиданному: [О проектной деятельности библиотек]/ В. Штыхван //Библиотечное дело. – 2008.-№2.- С.32-33.


Составила: А.Жусупова, заведующая МБО

Вернуться назад