Главная > Әдістемелік жұмыстар > Как правильно составить сценарий и сценарный план
Как правильно составить сценарий и сценарный план19-08-2019, 09:17. Разместил: Администратор |
МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БИБЛИОТЕКЕ: КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ СЦЕНАРИЙ И СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН. Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества. При разработке и составлении сценария обычно рекомендуется использовать следующую схему: • Название (эпиграф) • Форма мероприятия • Тема (о чём будем говорить) • Аудитория (кому адресовано). • Участники (приглашённые специалисты или гости). • Цели (для чего проводим мероприятие) • Оформление и наглядность. • Оборудование и технические средства. • Раздаточный материал. • Ход(структура)мероприятия: Часть 1. Введение: – вступительное слово: раскрытие смысла темы; озвучивание цели; представление участников, жюри или гостей. Часть 2. Основная: – определение уровня информированности, знаний по теме мероприятия: мини-опрос участников; – подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.; – применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего. Часть 3. Завершение: – заключительное слово: обсуждение, выводы, резюме, итоги, награждение. Это общие правила составления сценария массового мероприятия. Учитывая специфику различных форм мероприятий, существуют особенности составления их сценариев. Например, в сценарий вечера-встречи с писателем или другим интересным, знаменитым человеком нужно обязательно включить рассказ об этом человеке, тщательно подготовить вопросы для интервью о детстве, семье, учёбе, увлечениях, о роли чтения, книг и библиотеки в его жизни. Готовится подборка стихов или отрывков из произведений для прочтения, музыкальное сопровождение. Обязательно привлечение аудитории для общения с гостем. При подготовке сценария нужно обязательно советоваться с приглашённым гостем, обговаривая отдельные элементы мероприятия, его детали, вопросы для интервью. Премьера или презентация книги – это знакомство читателей с новой, только что вышедшей из печати или поступившей в фонд библиотеки книгой, её реклама. Наиболее интересно можно провести премьеру книги местного автора, так как есть возможность пригласить его, или тех людей, которые участвовали в выпуске книги. Сам автор расскажет о том, как задумывалась книга от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, о прототипах героев. Также читателям будет интересно услышать художника-иллюстратора, представителя издательств и т.д. Если нет возможности пригласить автора, в сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом книги или биографией автора, кадры из экранизаций или театральных постановок по мотивам произведения. Подготовка сценариев познавательных часов, интеллектуальных игр, вечеров вопросов и ответов требует подготовительной работы с источниками, которыми необходимо руководствоваться при подборе материала по теме мероприятия. Нужно использовать не один источник, т. к. в этом случае не избежать поверхностности, а не менее 5 (в том числе и периодических изданий). При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему. При подготовке конкурсных или игровых программ, викторин и других состязательных форм мероприятий нужно помнить, что все задания должны точно соответствовать теме мероприятия, его цели и возрасту детей. Необходимо избегать однотипных заданий. Чтобы более заинтересовать детей и эффективнее достичь желаемых результатов вопросы и задания должны быть разнообразные по форме. Нужно чётко продумать сочетание заданий и конкурсов, рассчитанных на всех участников мероприятия сразу, на работу в командах, отдельных представителей команды, а так же индивидуальные задания. При составлении сценария необходимо внимательно отнестись к чередованию заданий, установить точную последовательность всех конкурсов, игр и музыкальных пауз. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций или заминок нужно всегда иметь в запасе какой-либо конкурс или несколько вопросов викторины. Перед тем, как приступить к написанию сценария должен быть составлен сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для чёткой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. План необходим для того, чтобы точно следовать логике развития сценария в соответствии со временем, отведённым на каждый его блок. Если этот момент не учтён, то мероприятие затянуто, а конец «скомкан» или, наоборот, очень быстро закончилось. Прежде всего, хронометраж организует самого ведущего. Важный этап работы над сценарием – определение читательской аудитории. Например: Возраст участников 7 – 10 лет. Это могут быть ученики одного или разных классов. Обязательно выделяется активная часть участников, которая будет задействована в сценарии (играют определённые роли, читают стихи) и пассивная часть, выступающая в роли зрителей, но и они будут включены в игровое общение. Цель мероприятия: развитие творческого осмысления произведений, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей. Пролог, начало мероприятия: аудиозапись песни, которая всем хорошо знакома. Можно предложить детям подпевать. Выступление ведущего с рассказом о творчестве писателя. Развитие действия: показ мультфильма или инсценировка стихотворения, в котором будут задействованы три и более человек – автор и персонажи. Интеллектуальная игра «Кроссворд», который оформлен как билет, по которому ребята отправятся в гости к писателю. Кроссворд предназначен для коллективного разгадывания. Когда кроссворд отгадан дети под звуки песенки отправляются в путешествие по станциям. «Школьная» - ведущий рассказывает о весёлых и познавательных книжках писателя. На «Полянке стихов» дети читают и слушают весёлые стихи. Можно провести мини-конкурс на лучшего чтеца. На станции «Почтовой» в вагоне появляется новый пассажир – почтальон Печкин. У него телеграммы с поздравлениями писателю от героев его произведений. Участникам нужно угадать, от кого пришли эти поздравления. На станции «Дом дружбы» ребята попадают на мини-спектакль по книге писателя. Прибытие на станцию «Конечная». Подведение итогов, прощание с участниками. Все этапы сценария связаны между собой общим сюжетным ходом. Детей приглашают на день рождения писателя, они едут к нему в гости. Один эпизод плавно переходит в другой, действие идёт по нарастающей. После проведения мероприятия обязательно пишется отчёт который включает в себя: форму и название мероприятия, тему, основные этапы мероприятия и их краткое описание, сопровождение (книжные выставки, плакаты, электронные презентации, видеоролики, аудиозаписи), участники (возраст или класс, количество), место проведения. Например: Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!», посвящённая дню 8 марта. В начале мероприятия детей знакомят с историей празднования Международного женского дня. Ребята принимают участие в конкурсах: «Представь себя», «Интеллектуальный фейерверк», «Хорошая хозяйка», «Эмоции руками», «Вкусно и сытно» и др. Между конкурсами болельщики отвечают на вопросы викторины «Искусство». В заключение мероприятия активные участники получают поощрительные призы. Составляя отчёт по циклу мероприятий, вначале указывается тема и цель проведения, затем пишется информация по каждому мероприятию (по указанной схеме) и вывод – достигнута ли цель и эффективность цикла. АНАЛИЗ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ. Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Схема анализа мероприятия: • Тема, название • Цель • Место проведения • Участники • Кто провёл мероприятие • Форма • Качество подготовки и проведения: • Наличие плана, сценария. • Использование раздаточного материала, пособий. • Эффективное использование библиотечного аппарата. • Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий. • Творческие находки. • Владение материалом, методикой проведения мероприятия. • Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала. • Такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. • Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы. • Соответствие содержания, информативности и объема материала возрасту, уровню подготовленности участников. • Оформление, наглядность. • Оборудование, технические средства. • Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа. • Итоги. Достигнут ли результат (цель). Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме Каждый специалист, после подготовки и проведения мероприятия должен провести самоанализ для того, чтобы выявить удачные и неудачные моменты. Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Составитель: А. Жусупова, заведующая МБО [attachment=4]
Вернуться назад |