МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БИБЛИОТЕКЕ:
КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ СЦЕНАРИЙ И СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества.
При разработке и составлении сценария обычно рекомендуется использовать следующую схему:
• Название (эпиграф)
• Форма мероприятия
• Тема (о чём будем говорить)
• Аудитория (кому адресовано).
• Участники (приглашённые специалисты или гости).
• Цели (для чего проводим мероприятие)
• Оформление и наглядность.
• Оборудование и технические средства.
• Раздаточный материал.
• Ход(структура)мероприятия:
Часть 1.
Введение:
– вступительное слово: раскрытие смысла темы; озвучивание цели; представление участников, жюри или гостей.
Часть 2.
Основная:
– определение уровня информированности, знаний по теме мероприятия:
мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.
Часть 3.
Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, выводы, резюме, итоги, награждение.
Это общие правила составления сценария массового мероприятия. Учитывая специфику различных форм мероприятий, существуют особенности составления их сценариев. Например, в сценарий вечера-встречи с писателем или другим интересным, знаменитым человеком нужно обязательно включить рассказ об этом человеке, тщательно подготовить вопросы для интервью о детстве, семье, учёбе, увлечениях, о роли чтения, книг и библиотеки в его жизни. Готовится подборка стихов или отрывков из произведений для прочтения, музыкальное сопровождение. Обязательно привлечение аудитории для общения с гостем. При подготовке сценария нужно обязательно советоваться с приглашённым гостем, обговаривая отдельные элементы мероприятия, его детали, вопросы для интервью.
Премьера или презентация книги – это знакомство читателей с новой, только что вышедшей из печати или поступившей в фонд библиотеки книгой, её реклама. Наиболее интересно можно провести премьеру книги местного автора, так как есть возможность пригласить его, или тех людей, которые участвовали в выпуске книги. Сам автор расскажет о том, как задумывалась книга от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, о прототипах героев. Также читателям будет интересно услышать художника-иллюстратора, представителя издательств и т.д. Если нет возможности пригласить автора, в сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом книги или биографией автора, кадры из экранизаций или театральных постановок по мотивам произведения.
Подготовка сценариев познавательных часов, интеллектуальных игр, вечеров вопросов и ответов требует подготовительной работы с источниками, которыми необходимо руководствоваться при подборе материала по теме мероприятия. Нужно использовать не один источник, т. к. в этом случае не избежать поверхностности, а не менее 5 (в том числе и периодических изданий). При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
При подготовке конкурсных или игровых программ, викторин и других состязательных форм мероприятий нужно помнить, что все задания должны точно соответствовать теме мероприятия, его цели и возрасту детей. Необходимо избегать однотипных заданий. Чтобы более заинтересовать детей и эффективнее достичь желаемых результатов вопросы и задания должны быть разнообразные по форме. Нужно чётко продумать сочетание заданий и конкурсов, рассчитанных на всех участников мероприятия сразу, на работу в командах, отдельных представителей команды, а так же индивидуальные задания. При составлении сценария необходимо внимательно отнестись к чередованию заданий, установить точную последовательность всех конкурсов, игр и музыкальных пауз. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций или заминок нужно всегда иметь в запасе какой-либо конкурс или несколько вопросов викторины.
Перед тем, как приступить к написанию сценария должен быть составлен сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для чёткой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. План необходим для того, чтобы точно следовать логике развития сценария в соответствии со временем, отведённым на каждый его блок. Если этот момент не учтён, то мероприятие затянуто, а конец «скомкан» или, наоборот, очень быстро закончилось. Прежде всего, хронометраж организует самого ведущего.
Важный этап работы над сценарием – определение читательской аудитории. Например: Возраст участников 7 – 10 лет. Это могут быть ученики одного или разных классов. Обязательно выделяется активная часть участников, которая будет задействована в сценарии (играют определённые роли, читают стихи) и пассивная часть, выступающая в роли зрителей, но и они будут включены в игровое общение.
Цель мероприятия: развитие творческого осмысления произведений, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей.
Пролог, начало мероприятия: аудиозапись песни, которая всем хорошо знакома. Можно предложить детям подпевать.
Выступление ведущего с рассказом о творчестве писателя.
Развитие действия: показ мультфильма или инсценировка стихотворения, в котором будут задействованы три и более человек – автор и персонажи. Интеллектуальная игра «Кроссворд», который оформлен как билет, по которому ребята отправятся в гости к писателю. Кроссворд предназначен для коллективного разгадывания.
Когда кроссворд отгадан дети под звуки песенки отправляются в путешествие по станциям. «Школьная» - ведущий рассказывает о весёлых и познавательных книжках писателя. На «Полянке стихов» дети читают и слушают весёлые стихи. Можно провести мини-конкурс на лучшего чтеца. На станции «Почтовой» в вагоне появляется новый пассажир – почтальон Печкин. У него телеграммы с поздравлениями писателю от героев его произведений. Участникам нужно угадать, от кого пришли эти поздравления.
На станции «Дом дружбы» ребята попадают на мини-спектакль по книге писателя.
Прибытие на станцию «Конечная». Подведение итогов, прощание с участниками.
Все этапы сценария связаны между собой общим сюжетным ходом. Детей приглашают на день рождения писателя, они едут к нему в гости. Один эпизод плавно переходит в другой, действие идёт по нарастающей.
После проведения мероприятия обязательно пишется отчёт который включает в себя: форму и название мероприятия, тему, основные этапы мероприятия и их краткое описание, сопровождение (книжные выставки, плакаты, электронные презентации, видеоролики, аудиозаписи), участники (возраст или класс, количество), место проведения.
Например:
Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!», посвящённая дню 8 марта. В начале мероприятия детей знакомят с историей празднования Международного женского дня. Ребята принимают участие в конкурсах: «Представь себя», «Интеллектуальный фейерверк», «Хорошая хозяйка», «Эмоции руками», «Вкусно и сытно» и др. Между конкурсами болельщики отвечают на вопросы викторины «Искусство». В заключение мероприятия активные участники получают поощрительные призы.
Составляя отчёт по циклу мероприятий, вначале указывается тема и цель проведения, затем пишется информация по каждому мероприятию (по указанной схеме) и вывод – достигнута ли цель и эффективность цикла.
АНАЛИЗ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия.
Схема анализа мероприятия:
• Тема, название
• Цель
• Место проведения
• Участники
• Кто провёл мероприятие
• Форма
• Качество подготовки и проведения:
• Наличие плана, сценария.
• Использование раздаточного материала, пособий.
• Эффективное использование библиотечного аппарата.
• Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
• Творческие находки.
• Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
• Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
• Такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
• Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
• Соответствие содержания, информативности и объема материала возрасту, уровню подготовленности участников.
• Оформление, наглядность.
• Оборудование, технические средства.
• Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
• Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме
Каждый специалист, после подготовки и проведения мероприятия должен провести самоанализ для того, чтобы выявить удачные и неудачные моменты. Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий.
Составитель: А. Жусупова, заведующая МБО
[attachment=4]